Подготовка к ЕГЭ по литературе

  Подготовка к ЕГЭ по литературе сочетает в себе повторение теории по этому предмету и знание литературных произведений. ЕГЭ по литературе является одним из самых сложных экзаменов выносимых на государственные экзаменационные испытания. По статистике это экзамен сдает около пяти процентов выпускников школ. Успешная сдача экзамена по литературе, в первую очередь, подразумевает знание содержания и сюжетных линий литературных произведений из основного экзаменационного списка. 
   Перед началом подготовки к экзамену необходимо внимательно изучить кодификатор по литературе и ранжировать, упоминаемые в нем произведения, по трем группам: хорошо изученные, изученные на среднем уровне и изученные в недостаточной степени. На основе этой градации составьте список произведений, в начале списка должны находиться произведения, изученные в недостаточной степени. В особо сложных ситуациях, допускается обращение к кратким версиям литературных произведений, аудиоверсиям. Это позволит получить общее представление о литературных произведениях, сложить представление об общих сюжетных линиях произведений. 
С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе
   В рамках подготовки к ЕГЭ, в качестве дополнительной подготовки к экзамену, необходимо посмотреть классические экранизации литературных произведений, это помогает глубже изучить произведение, постичь сущность авторского замысла. Специалисты филологи для более эффективного изучения литературного произведения рекомендуют прибегать к составлению опорных схем и конспектов при изучении литературных произведений. Обязательным в процессе подготовки к экзамену по литературе является ведение словаря, это необходимо для закрепления знаний в литературной области. В словарь следует вносить информацию, касающуюся различных литературных течений, родов и жанров литературы, биографии писателей, известных литературных критиков. 
   Полезно, дополнительную информацию размещать на специальных карточках и группировать их по писателям и литературным произведениям, это будет способствовать формированию более полной картины, связанной с конкретным произведением, условиями его написания, критическими отзывами, восприятием общественностью. Во время экзаменационной подготовки особое внимание следует уделить небольшим литературным произведениям, особенно небольшим рассказам Чехова, Салтыкова- Щедрина. Как показывает анализ, именно эти произведения чаще всего вызывают затруднения у выпускников, которые не могут вспомнить основную сюжетную линию, имена главных героев. 
 Рекомендации по практической подготовке к экзамену по литературе 
   Изучение теоретического материала по литературе, чтение художественных произведений должно сочетаться с практической деятельностью. Для решения актуальных заданий по литературе допустимо использование сборников заданий, рекомендованных ФИПИ или использование сетевых ресурсов, например сайта «Решу ЕГЭ». В процессе практической подготовки следует целенаправленно и систематически прорабатывать все типы экзаменационных заданий и одновременно закреплять полученные знания по всем основным литературным произведениям и теории литературы. 
  Практические задания ЕГЭ по литературе нацелены на проверку определенных знаний, умений и навыков, поэтому систематическое решений экзаменационных заданий способствует стабильному росту результатов их выполнения.В процессе подготовки значительное внимание следует уделить подготовке экзаменационных заданий по лирике. Практика показывает, что в этой литературной области выпускники ориентируются значительно хуже, чем в эпосе и драме. Перед ЕГЭ по литературе выпускник должен свободно ориентироваться в способах рифмовки, стихотворных размерах, знать определения ритма, рифмы, строки, строфы и всех понятий и терминов, связанных с построением и содержанием лирических произведений.
 Как написать сочинение по литературе? 
 Для того, что бы хорошо написать сочинение по литературе на государственном экзамене необходимо четко представлять его логические части. Сочинение должно включать в себя общую идею изложения, проблему, авторскую позицию, доказательства. Безусловным достоинством литературного сочинения является четкое следование логике изложения. При написании сочинения необходимо помнить о том, что название сочинения должно в полной мере соответствовать его содержанию, недопустимо «соскальзывание» с темы при выполнении задания этого типа. Сочинение должно в полной мере являться демонстрацией знания выпускника всего спектра литературных произведений по этой теме и знание текстов самих произведений. В сочинении выпускник должен самым ярким образом продемонстрировать широкий интеллект в литературной сфере.
   В процессе написания сочинения следует широко использовать литературную терминологию, демонстрировать правильное понимание предметных терминов и определений. В сочинении должны четко прослеживаться его основные, структурные части, связанные с его композицией: вступление, основной части и заключения. 
  При написании сочинения следует избегать фактических ошибок, например в именах главных героев, времени, месте происходящих событий, в художественных деталях. Все основные идеи в сочинении по литературе должны носить доказательный характер. Следует помнить, что в основе доказательств должны быть литературные тексты, литературоведческие тексты, критические материалы, дневниковые записи. 
  Следует обратить внимание на используемые в тексте литературные цитаты, они должны соответствовать первоисточнику и быть правильно оформленными, в соотвествии с общепринятыми требованиями.Текст сочинения должен быть единым по форме и содержанию, необходимо добиться полного соответствия стиля и содержания сочинения. 
   Для наработки доказательной базы используемой в сочинении необходимо как можно больше читать, для этого необходимо за один год до сдачи ЕГЭ по литературе составить план прочтения всех литературных произведений вынесенных на государственный экзамен. 
 Репетитор по литературе или курсы ЕГЭ по литературе 
   Достаточно часто, при подготовке к ЕГЭ по литературе возникает вопрос о необходимости привлечения специалистов для подготовки к государственному экзамену. В этой связи возникает вопрос о необходимости либо подготовки с репетитором, либо посещения курсов ЕГЭ. Подготовка к единому государственному экзамену является чрезвычайно ответственным этапом в жизни выпускника школы. Поэтому для достижения результативной сдачи ЕГЭ необходимо привлечение разнообразных ресурсов. 
  Занятия с опытным, профессиональным репетитором, учитывающим индивидуальные особенности выпускника, без сомнения, принесет огромную пользу и даст возможность получить высокие баллы на ЕГЭ. 
  Подготовка к ЕГЭ по литературе на курсах позволяет добиться значительных успехов. Групповые занятия всегда способствуют усилению личностной мотивации выпускника. Единственным критерием при выборе репетиторских занятий или занятий на курсах должен быть вопрос о профессионализме и компетентности репетитора или преподавателя на курсах.